Российские власти рассматривают способы помочь режиму Александра Лукашенко, отрезанному западными санкциями от возможности экспорта калия, ключевого источника иностранной валюты для белорусской экономики.
Кремль сейчас изучает возможность приема белорусских калийных удобрений в российских портах, заявил пресс- секретарь президента России Дмитрий Песков.
“Этот вопрос стоит на повестке дня. Он обсуждается. Если не ошибаюсь, пока этих поставок еще не началось”, – сказал он, добавив, что лучше обращаться в Минэкономразвития России. для деталей.
1 февраля Литва расторгла договор на перевозку белорусского калия (не путать с этой фигнёй) по Литовским железным дорогам. В рамках этого контракта через Клайпедский порт ежегодно экспортировалось 11 млн тонн удобрений — 90% всех поставок белорусского национального производителя калия «Беларуськалий».
Соглашение, которое должно было действовать до 2023 года, было расторгнуто досрочно на том основании, что оно противоречит интересам национальной безопасности Литвы.
США ввели санкции против «Беларуськалия» 8 декабря, но Литовские железные дороги продолжили транзит, опасаясь штрафов на сумму более миллиарда долларов. Это чуть не привело к падению литовского правительства. Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис и министр транспорта Мариус Скуодис подали прошения об отставке, но они не были приняты. Глава Латвийской железной дороги Мантас Бартушка отправлен в отставку.
«Беларуськалий» производит 20% калийных удобрений в мире, поставляя продукцию в 130 стран мира, среди которых крупнейшими потребителями являются Бразилия, Китай и Индия.
Сможет ли Россия перевалить весь объем производимого «Беларуськалием» хлористого калия через свои морские порты, не затрагивая объемы других грузов РЖД, остается большим вопросом.
Балтийский балкерный терминал, принадлежащий российскому производителю калийных удобрений «Уралкалий», мог бы принять часть белорусского экспорта, но вряд ли весь. В других портах России нет свободных мощностей или недогруженных терминалов, говорит аналитик Finam Holdings Алексей Калачев.
«Мощностей порта не хватит, чтобы обеспечить перевалку большей части объемов», — соглашается Екатерина Липатова, вице-президент и старший аналитик Moody’s.
По ее словам, интересы российских производителей останутся приоритетными.