Политическое и экономическое открытие Узбекистана при новом президенте Шавкате Мирзиёеве для многих стало шоком, тем более что новый президент, ранее занимавший пост премьер-министра, был частью старой системы. Но действительно, с тех пор как он вступил в должность осенью 2016 года, Узбекистан, несомненно, находится в процессе глубоких изменений.

Трансформация «Узбекистан в 21 веке» обнаруживает даже много параллелей с постсоветскими изменениями 1990-х годов: политическая открытость, (больше) свобода передвижения, структурные реформы и приватизация, попытки привлечь инвесторов и кредиторов, доступ к экспортным рынкам и взаимодействие с международными системами.
Но на практике преобразования 1990-х годов привели к иным результатам, чем ожидалось. В бывших советских республиках они обычно приводят к гибридным или авторитарным режимам и «патримониальному» или «олигархическому» типу капитализма.
Сможет ли Узбекистан выйти из центральноазиатского порочного круга установившихся «диктаторских» и олигархических режимов, избежала ли страна этой ситуации или к власти пришел новый олигархический клан, анализирует статья на канале «Геополитика» на “Яндекс дзене”.
 

Фото 250942

 

При Каримове Узбекистан был изолирован от мира

Под руководством Ислама Каримова Узбекистан превратился в экономически и политически изолированную страну с минимальной внешней торговлей и низким уровнем прямых иностранных инвестиций.
Несколько иностранных компаний, ведущих бизнес в стране, не смогли конвертировать свои доходы в узбекских сомах в иностранную валюту. Узбекистан также был превращен в полицейское государство, обеспечивающее социальную стабильность прежде всего за счет репрессий.
Жестокое подавление протестов в 2005 году сделало Узбекистан известным во всем мире как страну с серьезными нарушениями прав человека.
Узбекистан является самой густонаселенной страной в Центральной Азии и был административным и инфраструктурным центром региона в советское время. Однако после восстановления независимости Узбекистан начал вступать в конфликты с Киргизией и Таджикистаном.

Стратегия Каримова поначалу работала хорошо. Узбекистану удалось добиться поразительного роста. Страна выигрывает от собственного относительно большого внутреннего рынка и наличия природного газа, который правительство использует в основном как дешевый источник энергоресурсов.

Но еще до смерти Каримова стали очевидны глубокие проблемы страны. Высокие темпы экономического роста, о которых продолжало сообщать правительство, были поставлены под сомнение. На международном уровне имеется множество сообщений о коррупции, высоком уровне безработицы и большом неформальном секторе экономики. Самоизоляция становится все более тяжелым бременем.
Как бывший премьер-министр Мирзиёев хорошо знаком с политическими и экономическими проблемами страны. Для него было очевидно, что любое дальнейшее промедление с реформами поставит под угрозу его собственную власть.
К тому времени, когда Мирзиёев вступил в должность в 2016 году, было больше уверенности в том, что структурные реформы в экономике могут быть проведены таким образом, чтобы это не обязательно угрожало автократическому правлению как таковому, а скорее могло помочь защитить ее.
Источником вдохновения для перемен послужили Китай, а также соседний Казахстан, несмотря на многие структурные различия. Расширение деловых связей с Китаем, вероятно, стало сильным геоэкономическим мотивом для проведения реформ.

Фото 458903

 

Как следует понимать и анализировать изменения в Узбекистане?

Какие реформы проводит Узбекистан? И являются ли они выходом из каримовского застоя?
1. Новые источники капитала, для которых проводятся частичные или всеобъемлющие структурные реформы, такие как приватизация, индустриализация и разработка экспортных стратегий . Узбекистан пытается адаптировать государственный подход к капитализму, частичной рыночной экономике и глобализации, что также требует реформы институтов и хороших международных отношений.
2. В свою очередь Узбекистан постепенно меняет социальную основу своей власти. В состав правительства обычно входит хорошо обученная группа технократов и экономистов. К старой власти присоединяются новые люди. Отношения между старой гвардией и новой часто носят конкурентный характер.
3. Модернизаторы также восстанавливают отношения между государством и обществом. Население уже не просто субъект и адресат приказов. Наоборот, необходимо мобилизовать население и поставить его на службу экономическому развитию. Это значит, что люди не должны оставаться закрытыми, а должны стать частью государственного проекта с определенной внутренней мотивацией.
Инструментами являются как экономическое участие, так и формы административного участия в процессах. К ним относятся новые каналы, созданные для улучшения коммуникации между государством и обществом. Подавление оппозиции не исчезает, но обычно принимает более скрытую форму.

 

Экономические реформы

Экономические реформы находятся в центре программы реформ. Правительство сделало важный шаг, введя конвертируемость узбекского сома в иностранную валюту. Это устранило серьезное препятствие для приватизации и прямых иностранных инвестиций.
Это был деликатный шаг как с точки зрения макроэкономической стабильности, так и с точки зрения государственной политики. Запрет на обмен валюты при Каримове создал гигантский черный рынок, который эксплуатировали части государственного аппарата.
Возвращение к конвертируемости валюты лишило черный рынок этой возможности. В конце концов правительство также отказалось от государственного контроля над обменным курсом, за чем сразу же последовала 50-процентная девальвация национальной валюты.

Фото 357163

 

Реформировать налоговую систему и отменить некоторые налоги

Проведение денежной реформы стало первым явным признаком того, что Мирзиёев смог контролировать систему. Уже принято законодательство о приватизации государственного имущества.
Следующим этапом структурных реформ станет налоговая реформа. Официальный план правительства заключается в снижении налога на доходы физических лиц с 22,5% до 12%. Корпоративное налогообложение будет снижено с 14 до 12%.
Планируются также изменения в пенсионном страховании. Многие государственные пошлины должны быть снижены или полностью отменены.

 

Миграционная реформа Узбекистана

Денежные переводы от трудовых мигрантов составляют важную часть валового национального продукта Узбекистана. При Каримове государство не только отказывало мигрантам в помощи, но и неоднократно очерняло узбекских мигрантов, несмотря на то, что они внесли важный вклад в социально-экономическую стабильность.
Подход Мирзиёева совершенно иной в двух отношениях: во-первых, он стремится формально регулировать миграцию и гарантировать защиту мигрантов. При этом он однозначно признал важный вклад мигрантов в экономику Узбекистана.
Во-вторых, президент проводит более разумную миграционную политику, например, диверсифицируя страны назначения миграции, чтобы снизить зависимость от России.

Фото 485508

 

Реформы системы образования и управления

Экономические реформы и прогресс, особенно в XXI веке, требуют инвестиций в образование. Этот факт занимает большое место в стратегическом плане развития Узбекистана. Это включает в себя не только модернизацию вузов, общая модернизация дошкольного образования также является частью плана.
Правительство признает необходимость реструктуризации государственного управления. В сентябре 2017 года была принята концепция реформы государственного управления. Цели включают сервисно-ориентированное администрирование, улучшение внутреннего управления и внутреннего контроля, а также борьбу с коррупцией.
В целом Мирзиёев, скорее всего, будет следовать внешне престижным образцам для подражания, таким как Сингапур или Южная Корея, но может также использовать предыдущий опыт Казахстана, который начался с административных реформ в 1990-х годах и добился относительного прогресса, несмотря на фундаментальные трудности (например, Казахстан поднялся на 36-е место). место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2018»).
Административные реформы, особенно борьба с коррупцией, оказались особенно сложными в бывших советских республиках. Ожидается также ускорение внедрения системы электронного управления, хотя ее основы уже заложены при предыдущем руководителе Каримове.
Узбекистан будет рассчитывать в этой сфере, прежде всего, на долгосрочное сотрудничество с Южной Кореей.

 

Внешняя политика Узбекистана от изоляционизма к открытости

С момента вступления Мирзиёева в должность Узбекистан улучшил и укрепил свои внешние связи по всем направлениям. Россия и Китай, две крупнейшие региональные державы в Центральной Азии, являются наиболее важными партнерами страны. Узбекистан также является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по инициативе Китая и в настоящее время председательствует в этой организации.
Правительство присматривается к инвестициям из России, где российский олигарх узбекского происхождения Алишер Усманов может сыграть ключевую роль в деловых отношениях между двумя странами. Кроме того, Россия остается важным направлением для узбекских трудовых мигрантов и также строит в Узбекистане атомную электростанцию.
Китайская инициатива «Один пояс, один путь» ориентирована на Центральную Азию и в долгосрочной перспективе может стать более важным экономическим партнером для Узбекистана. Крупнейший инфраструктурный проект в Центральной Азии, финансируемый Китаем, расположен в Узбекистане. Ангрен-Папский тоннель общей стоимостью 500 миллионов долларов является частью железнодорожной линии, которая, как ожидается, соединит Узбекистан с Китаем через Кыргызстан. Но пока участок узбекской части завершен, строительство кыргызской части еще не началось.
Китай и Россия будут самыми важными партнерами Узбекистана. Но Узбекистан, как и все страны Центральной Азии, обеспокоен этим партнерством. Есть страх экономической узурпации со стороны Китая и политической узурпации со стороны России. Это лишь одна из причин, по которой Узбекистан укрепил свои контакты в других сферах: отношения с Турцией и Индией растут.
Таким образом, балансирование между великими державами является одним из важнейших внешнеполитических методов для стран Центральной Азии. Расширение внутрирегионального сотрудничества может быть попыткой совместно сбалансировать ситуацию против России и Китая.